Пн-Сб 10:00-20:00 Вс- выходной
  • 19 Июня 2018

Специализированная мебель для диспетчерских: особенности эргономики

Для обустройства рабочих мест сотрудников диспетчерских служб используется специальная мебель. Но какой она должна быть, чтобы соответствовать требованиям эргономики и обеспечивать высокий комфорт диспетчерам? Ответ на этот вопрос вы узнаете, прочитав нашу статью. Также мы уделим внимание общим эргономическим положениям рабочих мест круглосуточного дежурства.

Немного о диспетчерских службах

Диспетчерская служба – это централизованная форма управления комплексом целевых средств. То есть она управляет системами контроля пожарной безопасности, видеонаблюдения и доступа. Также диспетчерские службы предупреждают нештатные ситуации и несанкционированные проникновения или наблюдают за охраняемым объектом. Существует и другие виды таких служб. К примеру, промышленные диспетчерские, отвечающие за бесперебойное функционирование предприятия. А ситуационный центр, который является одним из видов этих служб, обеспечивает оперативное реагирование в рамках своей зоны ответственности.

Требования к мебели для диспетчерских служб

Как правило, в диспетчерских службах предусмотрен круглосуточный режим работы. Причем сотрудники в течение всей смены не должны терять концентрацию внимания. Для этого используются различные методы, включая позу постоянного напряжения. Она обеспечивается правильно подобранной мебелью. Поэтому кресла для диспетчерской должны иметь:

  • регулируемую высоту;
  • активную поддержку спины;
  • обивку с высокой воздухопроницаемостью (из экокожи или сетки);
  • активный подголовник;
  • высокую спинку.

Обычно вышеперечисленных требований достаточно, чтобы создать комфортное рабочее место диспетчера. Однако существуют и более функциональные кресла. От стандартных моделей они отличаются в первую очередь большим количеством различных регулировок. В таких креслах можно регулировать:

  • высоту (увеличенный диапазон регулировки по сравнению с обычными креслами);
  • положение подлокотников по всем направлениям: ширине, высоте, углам наклона и поворота;
  • глубину поддержки спины;
  • положение подголовника.

Что касается стола для диспетчерских круглосуточного дежурства, то его высота должна быть не менее 75 см. Данный параметр обеспечивает необходимые условия для сохранения достаточной концентрации внимания. При этом не наступает сильной усталости и гнетущего напряжения. Шейный отдел позвоночника несет нагрузку вертикально, за счет чего мышцы шеи хоть и не расслаблены, но и не испытывают чрезмерной перегрузки. То же самое относится и к плечевому поясу. В данном случае руки подняты выше положенного (по сравнению с обычным офисным рабочим местом), плечи расслаблены, но предплечье поднято высоко. Важно, что именно в такой позе удобнее всего работать не только с общими (видеостена), но также с индивидуальными мультимониторными системами.

Какой должна быть видеостена для диспетчерских служб?

Почему-то считается, что видеостена должна быть прямой. Однако ряд исследований показывает: нужно, чтобы расстояние от головы диспетчера до центра каждого из мониторов было одинаковым. Если переводить взгляд с одного экрана на другой, то глазам приходится заново фокусироваться, что быстро утомляет специалиста. Поэтому лучше, чтобы видеостена была панорамной.

Поскольку плазменные панели имеют прямоугольную форму, панорама может быть в горизонтальной или вертикальной плоскости. Если видеостена узкая (2 либо 3 монитора), но при этом высокая, то лучше задавать ее вертикально, то есть наклонив верхний ряд мониторов. При создании видеостены расстояние между панелями должно быть минимальным. Для этого используются модели с узким краем. Современные панели имеют толщину не менее 5 мм.

В некоторых случаях настольные системы визуализации создают из разных по размеру экранов. Чтобы обеспечить условия эргономики, верхний срез экрана всех мониторов должен быть на одном уровне. Основной монитор располагается посередине, второстепенный – слева от него, третий – справа от главного, четвертый, пятый и шестой – таким же образом во втором ряду сверху. Для четырех мониторов в ряду ведущими становятся два центральных. Важно заметить, что более шести мониторов на одного диспетчера не рекомендуется использовать. В противном случае внимание специалиста будет рассеяно, а основной фокус станет направленным на центр нижнего ряда.

Нужно понимать, что диспетчеры не могут неотрывно смотреть в монитор в течение длительного времени. Поэтому современные системы управления и контроля оснащаются визуальной или звуковой системой оповещения о важных или нештатных ситуациях. Диспетчер должен быть готов быстро и эффективно отреагировать в таких случаях. А для этого важно, чтобы он не был утомлен. Следовательно, его рабочее место должно обеспечивать максимальное удобство.

Правильно подобранная мебель для организации рабочих мест диспетчеров должна подстраиваться под сотрудников любой комплекции и роста. Это позволит обеспечить безопасность, быстрое выполнение поставленных задач, а также уберечь здоровье специалистов и снизить их усталость в конце смены.